Хотел купить авто и землю, но налоговая арестовала счета с $1 млн. Кому приготовиться

Хотел купить авто и землю, но налоговая арестовала счета с $1 млн. Кому приготовиться

С 1 сентября стартовала налоговая амнистия. Возможно, этот кейс – попытка привлечь внимание украинцев к необходимости декларировать свои доходы

Государственная налоговая служба Украины (ГНС) разоблачила гражданина, который легализовал доходы незаконного происхождения. Он осуществил расходы (приобрел ряд автомобилей и земельных участков) без наличия доходов с подтвержденным источником происхождения на общую сумму более 20 млн грн, говорится в сообщении ведомства. Отмечается, что эти расходы в несколько раз превышали его официальные доходы, поэтому такие операции имеют признаки легализации доходов, полученных преступным путем.

По указанным фактам в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения о совершении уголовного правонарушения с признаками преступления, предусмотренного ч.2 ст.209 УК Украины. В свою очередь, органом предварительного следствия приняты неотложные следственные действия, по результатам которых на денежные средства этого гражданина в сумме более 26 млн грн наложен арест.

Давайте разбираться, что произошло.

Во-первых, из сообщения не ясно точно, действительно ли гражданину удалось осуществить расходы в сумме более 26 млн грн и приобрести активы в виде автомобилей и земельных участков, ведь органом досудебного следствия наложен арест на денежные средства в этой сумме. Очевидно, деньги не были перечислены по назначению, то есть – платеж не был проведен финансовым учреждением.

Во-вторых, не сообщается, кто стал инициатором этого разоблачения – финансовое учреждение, которое должно осуществить этот платеж, нотариус, который должен удостоверить нотариальные договоры, бухгалтер, готовивший платеж, юристы или субъекты хозяйствования, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества? Или проще – кто сообщил Государственной службе финансового мониторинга о подозрительной операции?

Согласно Закону о финансовом мониторинге, все вышеперечисленные лица являются субъектами первичного финансового мониторинга. Именно они обязаны по закону обеспечивать мониторинг финансовых операций клиента, сообщать в специально уполномоченный орган (Государственную службу финансового мониторинга) как о пороговых финансовых операциях, так и о подозрительных финансовых операциях.

Сама ГНС не является субъектом первичного финансового мониторинга. Наверное, соответствующую информацию налоговики получили именно от Государственной службы финансового мониторинга, оперативно проверили официальные доходы гражданина и пришли к выводу, что произведенные расходы в несколько раз превышали его официальные доходы. И поэтому сделали предположение о том, что операции имеют признаки легализации доходов. Это и стало причиной инициации досудебного расследования относительно возможного уголовного преступления по признакам преступления.

Стоит напомнить, что Законом о финансовом мониторинге определено пороговую сумму финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, в 400 000 грн, а также четыре признака, при наличии которых финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, среди которых – финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Имею предположение, что именно финансовое учреждение на этапе внесения гражданином наличных средств в сумме 26 млн грн на счет, или получения им таких средств на свой счет, или инициирования их перевода по назначению в качестве оплаты за автомобили и земельные участки, в рамках проведенного обязанности «обязательного финансового мониторинга с применением риск-ориентированного подхода, сообщило Государственной службе финансового мониторинга о подозрительности таких финансовых операций.

Наверное, гражданин не смог подтвердить источник происхождения денег, не предоставил финансовому учреждению соответствующие документы, что и стало причиной признать такую операцию как подозрительную и сигнализировать о ней Государственной службе финансового мониторинга.

Идем дальше.

На сегодня налоговая не может законно проверить источник происхождения средств, ведь косвенные методы контроля не внедрены в Украине. Тогда может проверить, не легализуете вы активы, полученные в результате совершения уголовных преступлений.

Статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» предусмотрен порядок раскрытия банковской тайны. В частности, информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками по письменному требованию:

— органам прокуратуры Украины, Государственному бюро расследований, Национальному антикоррупционному бюро Украины по делам по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности в пределах их компетенции;

— центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, на его запрос относительно финансовых операций, связанных с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга (анализа) согласно законодательству относительно предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другим.

А вот налоговой – центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику, банковская тайна раскрывается в случаях и в объеме, определенных Соглашением между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам «(FATCA) и другими международными договорами, содержащими положения об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или заключенными на их основании межведомственными договорами.

Таким образом, налоговая не имеет законных механизмов проверять источник происхождения средств и еще больше – сопоставлять инициированные расходы по официальным доходам граждан Украины. Она также не имеет прямого доступа к банковской тайне.

Вполне логичным встает вопрос – как было проверено и доказано, что произведенные расходы гражданина в несколько раз превышали его официальные доходы? Наверное со временем мы узнаем подробности этого резонансного кейса.

Как известно, в Украине с 1 сентября стартовала налоговая амнистия, которая продлится один год. По утверждению министра финансов Украины, косвенные методы контроля будут введены в ближайшее время, но пока не ясно, будут ли они применяться ретроспективно. Сейчас ожидаем регистрацию соответствующего законопроекта в ВРУ.

По сообщению Людмилы Демченко (экс-начальника Главного управления ДФС Украины в Киеве) в Facebook от 16 сентября 2021 года: «Насколько мне известно, по меньшей мере семь специальных добровольных деклараций уже поступили в налоговую службу в электронном виде».

Как видим, ажиотажа вокруг налоговой амнистии нет. Вполне возможно, что этот показательный кейс является ничем иным, как попытка привлечь внимание граждан Украины на необходимость декларировать свои доходы.

Источник: news.liga.net