«Обновленная налоговая милиция». Бизнес назвал пять главных претензий к законопроекту о Бюро экономической безопасности

«Обновленная налоговая милиция». Бизнес назвал пять главных претензий к законопроекту о Бюро экономической безопасности

Создание Бюро экономической безопасности — одно из требований МВФ (Фото: 24tv.ua)

Бизнес-сообщество выступает категорически против принятия законопроекта о Бюро экономической безопасности в текущем виде.

Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики доработал и рекомендовал к принятию законопроект № 3087-д о Бюро экономической безопасности (БЭБ). Европейская Бизнес Ассоциация выступает категорически против принятия этого законопроекта в текущем виде. Об этом говорится в заявлении Ассоциации.

Также Ассоциация призывает авторов отозвать законопроект и начать наработки нового документа с учетом видения, предложений и комментариев экспертов бизнес-сообщества.

«Хотя законопроектом предлагается создать Бюро экономической безопасности как орган, целью которого будет выявление и расследование уголовных преступлений экономического характера, по мнению экспертов Ассоциации, указанная цель не имеет ничего общего с содержанием положений этого документа. Зато создание органа в предложенном формате может усилить недоверие бизнеса и инвесторов к правоохранительным органам», — говорится в заявлении.

В Ассоциации перечислили пять основных недостатков законопроекта о Бюро экономической безопасности.

1. Задачи и полномочия БЭБ несопоставимы в полной мере с существующими проблемами экономической преступности в Украине, при этом человеческие ресурсы, которые предполагается выделить для выполнения задач БЭБ, не обоснованы.

В законопроекте четко не определено, какие именно категории экономических преступлений должно расследовать БЭБ. Зато применяются достаточно широкие формулировки, которые могут по-разному трактоваться, а их реализацию сложно контролировать».

По мнению экспертов Ассоциации, предельная численность сотрудников БЭБ, которая сейчас предусмотрена в 4000 человек, является довольно высокой и необоснованной.

2. Выбор руководителя БЭБ и способ определения организационной структуры не будут способствовать становлению независимого, профессионального института, свободного от политических влияний.

Законопроект содержит несогласованные положения о процедуре назначения руководителя БЭБ, что создает риск выбора недостаточно профессионального или добродетельного кандидата на эту должность, а также сужает возможности общественности, в частности бизнеса, контролировать такое назначение. Требования к директору БЭБ, предусмотренные законопроектом, не соответствуют требованиям к должностям категории А, согласно закону Украины о государственной службе.

3. Уровень должностного оклада работников БЭБ. Законопроект предусматривает установление минимального уровня должностного оклада работников БЭБ, которые имеют специальные звания, в размере не менее 20 прожиточных минимумов. Однако, другие специалисты, которые должны составлять основу аналитической функции БЭБ, не подпадают под такие условия и размеры оплаты труда. Это может создать проблемы в поиске и трудоустройстве ключевой категории персонала для вновь органа.

4. Возможные репутационные риски для БЭБ.

Существует риск, что БЭБ будет восприниматься в качестве обновленной налоговой милиции, а не качественно нового аналитического органа, поскольку законопроект предлагает внести изменения в ряд законов, просто заменив словосочетание «налоговая милиция» на «Бюро экономической безопасности Украины».

5. Механизмы контроля за деятельностью БЭБ не могут считаться достаточно эффективными.

Ассоциация считает необходимым обеспечить назначение на должности всех работников БЭБ в рамках процедуры открытого конкурса с участием представителей Совета общественного контроля в составе конкурсных комиссий. И таким образом создать предохранитель для перевода дискредитированных старых кадров налоговой милиции, СБУ, МВД.

Как сообщалось, создание БЭБ — одно из условий сотрудничества Украины с МВФ. БЭБ должно заменить все еще имеющуюся налоговую милицию, а также лишить СБУ права заниматься экономическими преступлениями.

Полную версию читайте на nv.ua