С моста Патона отпадают куски? Пока нет, но он уже устал. Почему Кличко не ремонтирует?

С моста Патона отпадают куски? Пока нет, но он уже устал. Почему Кличко не ремонтирует?

У моста Патона в Киеве богатая история. У нее будет продолжение? Цена вопроса – 7 млрд грн

«Каждое утро я молюсь, чтобы с мостом Патона все было нормально, потому что он находится в аварийном состоянии», – признался мэр Киева Виталий Кличко в интервью Дмитрию Гордону 10 ноября.

Похоже, молитвы уже не помогают. Через несколько дней после выхода интервью, сеть облетело видео: с моста прямо в Днепр упало что-то очень похожее на куски бетона.

Уже несколько лет легендарная киевская переправа частично перекрыта для движения транспорта, но попытки начать ее ремонт заканчивались фиаско. Почему?

Аварийное состояние

На видео, опубликованном на одном из Telegram-каналов 12 ноября, видно: пока по переправе движутся автомобили, из-под нее что-то падает в реку. Авторы видео утверждают, что это «часть конструкций».

В КГГА информацию об отпадении части конструкций опровергли. Визуальный и технический осмотр, проведенный 6 и 13 ноября, не обнаружил новых процессов разрушения на мосту Патона, уточнили в мэрии 15 ноября: там есть теплотрассы, к которым приходят греться бездомные и сносят туда разные вещи, падение этих посторонних вещей и попало на видео, утверждают в КГГА.

«Скорее всего, так и есть. Мост – цельнометаллическая конструкция, там не могли отпадать какие-то куски», – объясняет LIGA.net Виталий Дядин, старший научный сотрудник Института электросварки имени Патона.

Но большая опасность разрушения переправы все же существует, добавляет он.

В 2014 году мост Патона признали аварийным, четыре года спустя – критически аварийным. В феврале прошлого года на мосту перекрыли две крайние полосы и ограничили въезд грузового транспорта и троллейбусов, а также перекрыли движение по крайним правым полосам в обоих направлениях.

Процессы разрушения моста начали активно развиваться после 2013 года – тогда на переправе меняли коммуникации, расположенные под тротуарами, рассказывает Дядин: «Мусор от разбитых бетона и асфальта падал на металлические конструкции. Его так и не убрали. Зимой на нем намерзает лед и снег, который очень долго тает. Поэтому балки переправы «съедает» коррозия».

В отдельных местах толщина металла нижнего пояса при положенных 14 мм сократилась до 5 мм. В 2018 году произошло разрушение одной поперечной балки, а впоследствии – еще одной.

Также неоднократно теплотрассу на мосту «прорывало» – в последний раз в июле этого года.

Тогда с требованием срочно провести реконструкцию моста, названного в честь отца, в КГГА обращался Борис Патон – директор Института электросварки. В 2019 году академик направлял письмо с таким же требованием на то время депутату Слуги народа Александру Ткаченко.

После нескольких совещаний с представителями Института электросварки КГГА начала разрабатывать смету на реконструкцию моста.

Деньги и молитвы

С момента сдачи в эксплуатацию в 1953 году мост реконструировали только один раз – в 2004 году, когда демонтировали трамвайные пути. С тех пор было еще несколько попыток – но пока ни одной удачной.

Хотя мост рассчитан на 100 лет и определенный запас прочности еще есть, надо учитывать, что фактические нагрузки на переправу в десятки раз выше заложенных проектировщиками, к тому же на металлические конструкции попадают тонны соляных растворов, поясняет Дядин.

С конца 2020 г. в Киеве уже трижды объявляли тендер на разработку проектно-сметной документации на реставрацию моста Патона.

После реконструкции планируется, что мост Патона станет на одну полосу шире – будет по четыре полосы в каждом направлении. С переправы заберут реверсную полосу (из-за которой случались аварии) – вместо нее установят мощный отбойник, не позволяющий автомобилям выезжать на встречную полосу. 

Также в КГГА обещают построить на мосту велодорожки, отремонтировать тротуары, опоры, перила и входные группы на обоих берегах. Планируется установить информационно-измерительную систему контроля состояния сооружения, в том числе автоматизированную систему определения веса транспортных средств во время движения.

Ориентировочная стоимость только проектных работ составляет 47 млн грн (год назад первая разработка проекта оценивалась более чем в 21,5 млн грн).

Собственно, полная реставрация и ремонтные работы, по предварительным оценкам, будут стоить не менее 7 млрд грн, но окончательная сумма будет определена после утверждения проекта и прохождения соответствующей экспертизы, сообщил 15 ноября директор Департамента транспортной инфраструктуры Руслан Кандыбор.

Мэр Киева Виталий Кличко говорит, что затраты на реконструкцию будут еще большими – $500 млн (около 13 млрд грн), а средств сейчас – мало. «60% бюджета Киева забирает центральный бюджет. В Киеве на самом деле генерируется 600 млрд грн, остается лишь 60. Нам этих денег недостаточно для реализации многих проектов – и метро надо строить, и мосты», – сказал он в интервью Гордону.

Три тендерные попытки

Проблема не только в деньгах. «Дважды конкурс был заблокирован из-за жалоб в Антимонопольный комитет Украины. Сейчас процедура совершается в третий раз, и она также заблокирована АМКУ из-за жалобы одного из участников», – рассказывает Кандыбор из КГГА.

Провести тендер для уборки упомянутого Дядиным мусора в КГГА тоже удалось не с первого раза.

Сначала посоревноваться за 2,6 млн грн на конкурсе, объявленном 5 октября, пришел только один участник – из-за чего его отменили.

В конце концов, та же компания ЧП «Вектор-12» уже на другом тендере 8 ноября обошла конкурента с более низкой ценой и сейчас ожидает решения.

Ранее Кличко пообещал, что реконструкцию моста Патона начнут в 2022 году.

«В следующем году мы выходим уже на строительство. Рассматривается несколько вариантов: закрывать одну полосу моста, затем открывать – это растянутое строительство, или построить так называемую понтонную переправу у моста Патона, а этот мост полностью убрать и построить новый», – рассказывал он Радио НВ в апреле.

Источник: news.liga.net