Груз рентабельности. Как пандемия поменяла украинскую логистику и онлайн-покупателя — интервью с CEO Новая почта Глобал

Груз рентабельности. Как пандемия поменяла украинскую логистику и онлайн-покупателя — интервью с CEO Новая почта Глобал

Докарантинная ситуация, скорее всего, не вернется — Юрий Беневитский (Фото: Евгений Иванов)

Пандемия коронавируса кардинально поменяла не только годами устоявшиеся пути доставки грузов, но и поведение, географию самого клиента. За счет чего логистические компании остаются на плаву и растут?

НВ Бизнес расспросил СЕО Новая почта Глобал Юрия Беневитского о том, как новая, ковидная реальность повлияла на сферу доставки грузов, а также на украинский и мировой рынок онлайн-покупок.

Пандемия и авиация

— Год назад из-за пандемии возникли проблемы на рынке международных перевозок (закрытие границ и т. д.). Часть грузов Новая почта Глобал доставляет автомобильным транспортом, часть — авиа. Как это повлияло на вашу работу?

— Начну с того, что в марте 2020 года были отменены и остановлены все прямые и транзитные маршруты в Украину, которыми мы пользовались до наступления карантина. Наша команда предполагала, что будет «тотальный локдаун» и заблаговременно начала прорабатывать план на этот случай. Мы применили модель мультимодальной доставки. Когда на разных участках пути работают разные виды транспорта, используются транзитные хабы для перегрузки и переоформления. Также воспользовались дополнительными непрямыми пассажирскими и не пассажирскими рейсами для доставки грузов. Это те инструменты, которые позволили нам летать и использовать те регионы, в которых все работало. Потому что не везде в мире всё остановилось в одно мгновенье.

Если в Украине локдаун начался 12 марта, то Китай на карантине был ещё с 25 января. Уже тогда нам пришлось использовать другие маршруты. Точно так же мы начали настраивать другие точки взаимодействия с отправителем: другие транзитные аэропорты, пункты консолидации и обработки грузов. Таким образом к концу апреля мы уже перестроили всю свою логистику. Она оказалась значительно дороже, но за счет эффективности и оптимизации процессов цены для клиентов остались прежними.

— Как подорожала логистика в этот период?

— Некоторые направления подорожали более чем в 2,5−3 раза. Например, из Китая стоимость авиадоставки 1 килограмма груза до локдауна — $3−4, а во время локдауна доходила до $10−12. Это был сложный период, но он нас многому научил. Если раньше мы знали о том, что другие логистические модели существуют, то в локдаун не было варианта «а давайте попробуем». Мы действовали. Поэтому главной заслугой команды стало то, что мы не подняли цены для клиентов, понимая, что люди попали в эту же ситуацию, что и мы.

— Цену удерживали за счет больших оборотов?

— В первую очередь за счет оптимизации логистических решений, а потом уже за счет увеличенных оборотов. Сроки доставки немного увеличились, но клиент понимал, что лучше подождать. В тот момент важна была именно экономическая составляющая работы.

— Как вы договорились с авиакомпаниями для собственных чартерных рейсов, вместо пассажирских?

— Большинство пассажирских авиакомпаний получили специальную сертификацию от лизингодателей и переконфигурировали свои воздушные судна. Они стали перевозить грузы в салоне, где раньше возили пассажиров. Это дало возможность, не нарушая правил безопасности, перевозить некоторые категории грузов на пассажирских палубах — вместо сидений и пассажиров. Это, во-первых, сократило сроки доставки, а, во-вторых, позволило авиакомпаниям не остановиться. Не стоит забывать, что многие авиакомпании попали в ситуацию, когда просто вынуждены были летать, потому что самолет в воздухе зарабатывает деньги, а на земле он их «ест».

Полную версию читайте на nv.ua