Национализация "нефтепровода Медведчука": где взять 50 тыс. тонн дизеля и что будет с ценами

Национализация "нефтепровода Медведчука": где взять 50 тыс. тонн дизеля и что будет с ценами

Возврат государству приведет к остановке поставок по магистралям

Решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о национализации нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс» станет причиной остановки прокачки по магистрали. Но это не приведет к дефициту и существенному подорожанию дизельного топлива. К такому выводу пришли в консалтинговой группе «А-95».

В частности, эксперты считают, что на рынке не возникнет дефицит ресурса.

Стоит учесть, что последние три года общая загрузка магистрали снижалась. Среди основных причин стало введение летом 2019-го спецпошлины на поставки трубой российского дизтоплива.

Так, в 2018 году импорт через указанный трубопровод достигал 1,98 млн т, или 30,5% от общего количества. Уже на следующий год поставки сократились до 1,23 млн т, или 17,76%. А в прошлом году объемы рухнули до 635 тыс. т, или 8,57%.

По словам директора «А-95» Сергея Куюна, на диверсифицированном украинском рынке легко заместить выпавшие 50 тыс. т трубопроводных поставок. Для этого можно задействовать ж/д отгрузку, резервы внутренней нефтепереработки, а также импорт морем.

К слову, украинские порты задействованы в поставках топлива менее чем на 30%.

Эксперты прогнозируют, что минимум 20-30 тыс. т дополнительно поступит в Украину с терминала в белорусском Гомеле, где проходит перевалка российского дизтоплива на ж/д транспорт с нефтепровода «Самара-Западное направление».

Кроме того, в марте ожидается рост импорта российского ресурса через восточную границу по железной дороге.

«Самый большой потенциал имеют украинские НПЗ, которые загружены сырьем менее чем на 30%. Основная причина – диспропорция в акцизах на моторные топлива. Она стимулирует потребление дизтоплива и сжиженного газа, которое Украина вынуждена импортировать на 70-80%», – отметил директор консалтинговой группы.

По его словам, решение этой проблемы поможет увеличить нефтепереработку. Это в свою очередь приведет к снижению зависимости от импорта по всем топливным позициям.

Что касается цен, эксперты не исключают незначительного подорожания на оптовом рынке дизтоплива в центральных и западных регионах, которые «привязаны» к трубопроводному ресурсу. Цена может подняться на 1-1,5%.

Напомним, 19 февраля Совет национальной безопасности и обороны принял решение о принятии неотложных мер для возвращения во владение государства нефтепродуктопроводов общей протяженностью 1433 км, проходящих через территорию Украины. В частности, речь идет о части магистралей «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая», которыми владеет «ПрикарпатЗападтранс».

Офис президента 20 февраля опубликовал указ главы государства, которым это решение было введено в действие.

Источник: ubr.ua